• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
memoria
29/08/2023
«Пётр Глебович продолжит с нами общаться, пока мы сами этого хотим»
Авторы: Неля Насибулина, Наталья Вересковская, Мария Невидимова, Владислав Тарнопольский, Дина Якушевич, Алёна Верин-Галицкая, Татьяна Яковлева
Участники команды Stravinsky.online вспоминают своего старшего коллегу Петра Поспелова (1962-2023), во многом определившего лицо российской музыкальной критики последних 30 лет.
Пётр Глебович Поспелов | Союз композиторов России
Рано утром музыкальный критик Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку. «Всё вокруг спокойно», – весело зачирикала птичка.
Как прокофьевский Петя собирал вокруг себя добрых друзей, так и Пётр Поспелов силой своей личности притягивал лучших людей из мира искусства. Наблюдать за его проектами всегда было удивительно интересно, а его остроумными статьями будет зачитываться ещё не одно поколение журналистов.
Пусть память о нём будет такой же светлой, как большая зелёная лужайка ранним утром.
Неля Насибулина
Пётр Поспелов. Он был многолик: критик, журналист, композитор, муж, отец, друг. Для меня он был наставником, вдохновлявшим меня на профессиональные свершения.
Очень странно и больно говорить о нём в прошедшем времени. Его творческие идеи были очаровательными и бесшабашными, дерзкими и смешными. Он всегда готов был дать совет и поддержать, подарить улыбку и поделиться новостями. Он помогал мне поддерживать уверенность в своих силах. Его будет очень не хватать, но я рада, что мы были знакомы. Спасибо Вам, Пётр Глебович.
Наталья Вересковская
Познакомиться с Петром Поспеловым я не успела, о чём сейчас очень жалею. Часто не решаешься подойти и выразить восторг людям, которые для тебя «больше чем». Для меня, как и для многих, Пётр Глебович был больше чем музыкальный критик. Это был человек, которого представляешь себе, когда пишешь статью — «А вдруг Поспелов случайно прочтет? Не пиши глупости»; человек, ради текстов которого дома появился трёхтомник «Новой музыкальной критики»; человек, о котором вспоминаешь, когда приходишь в Пермскую оперу, в Музей Прокофьева, в Союз композиторов России, абсолютный небожитель и вместе с тем человек из фейсбука, за жизнью которого было очень тепло наблюдать.
И вообще, надо было написать хотя бы глупость — но в личные сообщения.
Светлая память!
Мария Невидимова
Пётр Глебович Поспелов | Союз композиторов России
Пётр Поспелов – не только автор «кусачих» рецензий или композиторских партитур. Возможно, главные его усилия были нацелены на формирование в России музыкантского сообщества; такого, где целое больше суммы единиц.
Именно поэтому в своих текстах он не сглаживал углы, а наоборот прочерчивал их: ведь статьи для него – это не конечная самоцель, а часть системной работы по выкладыванию дорожек и расстановке флажков.
Во многих сферах искусства есть неформальное разделение на критиков-популяризаторов, выступающих с публичными лекциями, и внутрицеховых экспертов, пишущих для толстых журналов. Пётр Глебович пахал на обеих пашнях: если на интервью в «Школу злословия» позовут не звёздного дирижёра или солиста – то Петра Поспелова. Если далёким от музыки организаторам Московской Арт Премии потребуется непререкаемый профильный эксперт – это будет Пётр Поспелов. Но главное, такой выбор не станет предметом иронии чутких к критическому слову композиторов или фестивальных директоров. Помню, когда его впервые пригласили провести лекцию для студентов (поразительно, но это произошло лишь в 2016 году), туда «стучались» вольнослушателями его именитые коллеги-сверстники.
Своим опосредованным учителем Петра Глебовича может назвать большая часть молодых коллег. Потому что он внимательно относился к каждому (!) начинающему критику. «Замечательно, вы будете выращивать для нас кадры» – так Пётр Глебович отреагировал шесть лет назад на новость о создании Stravinsky.online. И действительно он не пропускал ни людей, ни темы, и очень искусно «женил» их друг с другом. А мы в свою очередь учились на его статьях, в том числе постоянно разбирая их на семинарах в Московской консерватории.
Как известно, «газетная статья живёт один день», но Пётр Глебович преодолел проклятье профессии. Думаю, при изучении прошедшей эпохи 1991-2022 востребованными окажутся многие вещи, фундамент которым он заложил именно как архитектор сообщества – созданные им информационные базы (сайты «Современные русские композиторы», «Музыкальная критика», «Театральная критика»); накопительный эффект будет у обширной книжной серии, которую он успел запустить в издательстве «Композитор».
За последние полтора года я не раз перечитывал созданным им, как теперь оказалось, «вещий» манифест созданного им в 1990-е Творческо-производственного объединения «Композитор». Пётр Глебович в ироничном ключе, явно против желания, но следуя за интуицией профессионала, предвосхитил и сформулировал основные принципы нынешней российской идеологии:

«ТПО "Композитор" адресует свои произведения не образованной, граждански активной прослойке общества, а инертному большинству, составляющему основной контингент потребителей музыкальной классики»
«Принцип нашей работы – интерпретировать сюжеты, предполагающие актуально-политическое истолкование, в развлекательном ключе, а иронические тексты лишать иронии, превращая их в патетические»
«Российскому самосознанию свойственны такие ценности как полагание собственной грандиозности и склонность принимать упадок за расцвет»

Текст ни в каком жанре не должен быть панегириком, потому я, следуя принципам Петра Глебовича, скажу и о том, чего в его подходе, на мой взгляд, иногда не хватало: соотнесения российской сцены с международным контекстом. Выбирая из ассортимента афиши, он предпочёл бы пойти скорее на очередной концерт Владимира Мартынова, чем на гастроли Ensemble Intercontemporain. Однако это было авторское ограничение фокуса: пренебречь пафосными событиями со светской составляющей, но больше погрузиться в рутинные концерты местной сцены, до которых другие критики просто не дойдут.
Быстро став «волком» культурной журналистики в 1990-е, к рубежу 2020-х он стал называть себя Петей, а собеседников в своих интервью, наоборот, – волками. Для меня в этой постепенной смене амплуа нет никакого противоречия: амплуа меняется вместе со сценой. Тем более, что Пётр Глебович это человек, который задаёт стандарты – и тут же призывает их оспаривать; реагируя на критику не просто благосклонно, а даже с радостью. Ведь не бояться оспаривать – это и есть его стандарт. Я не использую форму «был», потому что этот стандарт задан и остаётся. Жаль, что остаётся недосягаемым.
Пётр Глебович пережил свою эпоху на 551 день. Но в своих системных проектах и работе с молодыми авторами, кажется, он смог и немного разглядеть блики эпохи следующей, которая наступит через некоторое время.
В России надо жить долго; и у Петра Глебовича это, несомненно, получится.
Владислав Тарнопольский
Музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор» Пётр Глебович Поспелов выступает с докладом «Как изменилась критика за последние десять лет». Фото Д. Рылов | Московская консерватория
Есть люди — громадные, как деревья. Они стягивают собой землю, полную перегноя, опавших листьев и съеденных молью шкур. Они сшивают собой землю с небом, словно канатом. Они гораздо, гораздо лучше нас.
И уходят они — вдруг. Разом. Выдирают корнями комья земли. Они ещё влажные, эти комья — а корней уже нет. В плоти земли, в нашей плоти остаются зияющие прорехи. В этих прорехах воет тишина.
Ушел самый большой, самый добрый и умный человек, который всем пишущим — даже тем, с кем не был особенно близок — являлся добрым старшим другом. Мы все, кажется, как будто потеряли отца. Пётр Глебович и его тексты были для нас именно таким отцом. И не ясно, как теперь проститься с тем, кто должен был жить дольше нас всех.
Дина Якушевич
Ушёл из жизни дорогой и любимый Пётр Глебович Поспелов, музыкальный критик и композитор (1962-2023).
Мы впервые встретились на Дягилевском фестивале 2019 года. Я пришла на один из мастер-классов образовательной программы, меня вызвали к доске в роли пишущей руки, а он сидел в роли внимательного зрителя. После мастер-класса мы разговорились, а в Москве уже позже познакомились по-настоящему. Я тогда очень стеснялась того, что помимо музыковедения хожу и что-то где-то пою, поэтому представилась как студентка-музыковед.
Когда в 2020 году меня впервые позвали выступить на «Пяти Вечерах», я знала, что в зале сидит он и очень волновалась по этому поводу. И было за что – с 90-х за ним тянулась репутация ехидного музыкального критика, я была готова к холодному приему, но после концерта он только улыбнулся и сказал, что они вырастят из меня новую Барбару Ханниган. Я пропустила это сравнение мимо ушей, мне было важно только то, что он одобрил.
Каждый раз, заходя в офис «Музыкальной жизни», я знала, что встречу его там. Он всегда расспрашивал о планах, о концертах, а я интересовалась, как у него дела. Мы могли подискутировать и он никогда не пытался указывать, что моё место по статусу и по опыту где-то ниже. Он всегда общался на равных и с большим уважением к окружающим.
В этом году он получил «Золотую маску» в композиторской номинации. Он всегда хотел быть признан как композитор, хотя многие коллеги по цеху не признавали его в этой роли. Я рада, что незадолго до ухода ему удалось получить такой важный для него символ.
Я буду скучать по его улыбке, по его пытливому уму и внимательному взгляду.
Алёна Верин-Галицкая

«Российскому самосознанию свойственны такие ценности как полагание собственной грандиозности и склонность принимать упадок за расцвет»

Пётр Глебович — всегда улыбчивый и оптимистичный, ехидный и добродушный, профессиональный и небезразличный, открытый, всех музыкантов музыкант. Многие справедливо вспоминают его статьи 90-х, когда он остроумно троллил, давал громкие и смелые отзывы об актуальной музыкальной жизни. На моём творческом старте я застала более спокойный период его текстов, не менее близкий мне по духу. Всегда восхищалась, как ёмко и метафорично он может сформулировать то, что другие (я) не сделают и за три абзаца, выстроить упругий, содержательный и живой материал. Соглашаться или не соглашаться с его оценками было даже не столь важно — взгляды у всех расходятся.
Очень вдохновлял его подход в работе с молодыми авторами: видела на мастер-классах как деликатно он комментировал нестройные пассажи у совсем начинающих ребят. С такой же деликатностью он работал с партитурой Цезаря Пуни, пока писал свой балет о разбойнице Катерине, который мне удалось посмотреть во время премьерных показов в Красноярске.
Безумно рада, что знакома с ним лично и успела хотя бы немного посотрудничать.
Когда прочитала новость о нем, не поверила: как? Может это очень странная шутка? Он ведь тот ещё затейник. И здесь вдруг раз — и исчез. Когда первая волна эмоций прошла я подумала, что он вряд ли бы хотел сегодня трагедий и заламывания рук, скорее улыбок и классных историй при воспоминании о нём. Моя небольшая история такая: примерно год назад мне вдруг приснился Пётр Глебович. Вот совершенно спонтанно, мы с ним до этого долго не пересекались, не виделись, даже тексты на глаза не попадались. Просыпаюсь, опешив, к чему бы это? И буквально в этот же день я получила от него мейл с приглашением поучаствовать в одном проекте. После этого нисколько не сомневаюсь, что Пётр Глебович с нами продолжает общаться и продолжит, пока мы сами этого хотим.
Татьяна Яковлева